Главная > Без рубрики > Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики

*/-->

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

                                                                                 В.А. Сухомлинский

В последнее время педагоги сталкиваются с проблемой недостаточного развития мелкой моторики учащихся:

-у них быстро устает рука;

-теряется рабочая строка;

-не получается правильное написание букв;

-нередко встречается и “зеркальное” письмо.

А, следовательно,  дети не укладываются в общий темп работы.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью.

Для повышения уровня мелкой моторики младших школьников можно использовать различные приемы:

  1. Пальчиковое рисование – это отличный помощник в развитии мелкой моторики рук. Оно развивает тактильную чувствительность. Во время рисования у детей возникают чувства, которые раньше они не испытывали. Ребенок непросто рисует, он учится контролировать себя и свое тело
  2. Лепка — отличный вариант занятия, стимулирующего развитие мелкой моторики рук. Во время работы с материалом дети младшего школьного возраста получают возможность как интеллектуального, так и эстетического развития. Вылепливая фигуры и композиции, ребенок учится:
  • развивать трудовые навыки;
  • укреплять пальцы;
  • улучшать ловкость рук.
  1. Использование прищепок в дидактических играх

 Игры с прищепками полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

 

  1. Аппликация — это разновидность изобразительной техники, которая заключается в вырезании фигур и элементов и наклеивании их на основу с фоном. В процессе работы над аппликациями дети учатся развивать координацию движений, владеть ножницами, развивают пространственное мышление, изучают формы, цвета.

 

  1. Игра “Резиночка”.

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. 

 

  1. Игры – шнуровки Марии Монтессори

Достоинства:
– развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; 
– способствуют развитию речи; 
– развивают творческие способности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становление речи.

По аналогии игр М. Монтессори на уроках обучения грамоте можно  предложить детям с помощью шнурка изобразить какую-либо букву.

Правила организации работы по развитию мелкой моторики

  1. Систематичность проведения данной работы.
  2. Использование разных приёмов организации деятельности
  3. Учет индивидуальных особенностей ребёнка при выборе приёмов развития мелкой моторики.
  4. Занятия должны быть ежедневными по 5-10 минут.
  5. Использование пальчиковой гимнастики и массажа кистей рук при длительном выполнении письменных работ

Кривоноженкова А.С.